16+

Трудности в учебной и познавательной деятельности учащихся начальной школы и пути их разрешения

23 апреля 2025, 08:26
274
0
0
Уку өчен 12 минут

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе сегодня очень актуальна. Современный темп жизни предъявляет весьма высокие требования к ним, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе сегодня очень актуальна. Современный темп жизни предъявляет весьма высокие требования к ним, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для детей этой средой являются школа, так как с пребыванием в ней связана значительная часть их дня. Основная причина трудностей в обучении – низкий уровень нейродинамических показателей психической деятельности, который обуславливает низкий уровень умственной работоспособности.

Для успешного освоения школьной программы ученик должен обладать определенным уровнем развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи и мотивации. Если данные процессы развиты недостаточно, то возникшие трудности в обучении и неудачи резко снижают у ребенка желание учиться. 

Причины слабой успеваемости различны: от ослабленного здоровья до неблагополучной семейной ситуации, от наследственных факторов до педагогической несостоятельности родителей. И помощь ребенку в каждом случае будет разной. Педагоги-репетиторы в данном случае работают со следствием: несформированностью учебных навыков, которые приводят к слабой успеваемости. Психолог же проводит комплекс психодиагностических мероприятий для того, чтобы понять, почему учебные навыки не сформировались вовремя.
Несформированность межполушарных взаимодействий — синдром, отличающийся характерным набором признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий:
несформированность координации рук; обилие реверсий (зеркальности), которое может обнаружить себя при интерпретации сюжетных картин (особенно серии сюжетных картинок), в чтении, при воспроизведении эталонов зрительной памяти и т.д.; отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой (рисунок, копирование, проба «Коврики» т.п.);
несформированность фонематического слуха, что особенно ярко выражается на следах памяти и в письме; нестабильность номинативной функции речи (функция называния);«краевые» эффекты при исследовании памяти: в первую очередь воспроизводятся первый и последний эталоны, иногда ребенок этим и ограничивается.
Необходимы инновационные технологии, направленные на сохранение физического и психического здоровья педагогов и обучающихся способствующие эффективности работы с учащимися. Таким «инструментом» может стать НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ (НЕЙРОПЕДАГОГИКА)

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов:
внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и
эмоционального реагирования. •
Нейропедагогика — новое направление на стыке нейробиологии и педагогики. Пока это течение не имеет четких границ, но точно вызывает интерес совершенно разных людей — учителей, специалистов доп образования и, конечно, ученых. Потому что с помощью нейропедагогики можно в том числе решить проблемы школьников, которым, например, не помогает зубрежка.
Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, – разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических и физических процессов. Создателями нейропсихологии являются Л.С.Выготский и А.Р. Лурия.

Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Головной мозг ребенка созревает к шести годам, и постепенно прекращает формироваться в подростковом возрасте. • Период активного развития головного мозга (до 6 лет) наиболее оптимален для коррекции его деятельности. • Нейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при различных видах нарушений. К таковым относится: • гиперактивность, синдром дефицита внимания • задержка развития и другие. • Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов. 
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией • Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи,чтения и письма.
• Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему.
• Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и
играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
• Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Нейропсихологический подход в работе предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение
Задачи нейропсихологических игр и упражнений: • Развивать пространственные представления, координацию, • умение чувствовать свое тело. • Развивать зрительно-моторную координацию (глаз-рука, способность точно направлять свое движение) • Развивать слуховое и зрительное внимание. • Развивать умение последовательно выполнять действия
Своевременная ранняя диагностика и профилактика трудностей в обучении помогает предотвратить складывание и закрепление у детей стихийных, не всегда адекватных способов компенсации недостатков в функционировании тех или иных познавательных функций, еще не закончивших свое формирование

- первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения (нестабильность графических форм, отсутствие связных движений при письме, низким уровнем понимания читаемого, очень медленный темп и т.п.);
- вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений (замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв, недописывание слов и предложений, трудности понимания слов, незнание отношений между смежными числами, трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план, неумение решать задачи);
- третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.
Проблему индивидуального подхода и качественного анализа особенностей развития ребенка можно успешно решить с помощью дифференциальной нейропсихологии детского возраста (А.В. Ахутина, Ж.М. Глозман, Н.М Пылаева) основной задачей которой является исследование индивидуальных различий в формировании психических функций на разных этапах онтогенеза. Синдромный анализ состояния ВПФ как базовый методический прием работы используется в отношении детей школьного возраста и позволяет выделить основные типы и варианты развития и отклонений в развитии психических функций у детей в связи с особенностями формирования мозга (А.Р. Лурия). На основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития (в понимании этого термина Л.С. Выготским), может быть построена своевременная программа коррекционно-развивающих занятий.
Исходя из основных трудностей в освоении образовательной программы, можно проводить обследование детей младшего школьного возраста, учитывая следующие особенности:
1. Предметные действия – тесты на все виды праксиса и особенно – динамического, позы и пространства.
2. Восприятие (разной модальности) и особенно – речевой слух, предметно-зрительное восприятие и тактильное восприятие предметов.
3. Память – общая (непосредственная и отсроченная), слухоречевая, предметно-зрительная.
4. Внимание – о его состоянии делается вывод на основании предыдущих видов деятельности ребенка. 
5. Речь – изучается педагогом в процессе всего обследования, т.к. во всех тестах можно обнаружить состояние понимания речи (инструкций), диалогической речи, состава лексики и фразовой речи. Специально нужно исследовать фонематический слух, повторение, называние предметов и слов действий, спонтанную речь (пересказ картинки, у старших детей — устное сочинение, текст — «расскажи, как провел лето» и др.).
6. Интеллект — простые тесты на аналогии, классификацию предметных картинок, классификацию (разложить по группам) всех предметов, которые лежат на столе (находятся в комнате).
7. Во время игры исследуется и ориентировка ребенка в месте и времени: какое сегодня число (месяц, год), а где ты сейчас находишься и т.д.».
Формируется стойкая необходимость внедрения нейропсихологического подхода к коррекции трудностей в обучении.
Данный подход позволит решить следующие задачи:
- выявлять сильные и слабые компоненты высших психических
функций ребенка;
- предсказывать, до какой степени особенности обработки информации
будут влиять на развитие психических функций и обучение;
- строить гипотезы об эффективных стратегиях коррекционного
воздействия.
Что такое нейродинамика
Для продуктивной деятельности человеку необходимо находиться в состоянии активного бодрствования – это возможно при достаточном тонусе коры головного мозга. Структуры, отвечающие за активность коры головного мозга, формируются очень рано – во внутриутробном периоде и на первом году жизни и очень чувствительны к различным вредным воздействиям окружающей среды. При недостаточном развитии данных структур нарушается нейродинамика нервно-психических процессов – способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность, способность к быстрому переходу от торможения к возбуждению, стабильность активности нервных процессов. Это отражается на работе всего мозга, но в первую очередь на внимании и темпе выполнения какой-либо деятельности.
Как определить, что у ребенка нейропсихологические трудности
Работоспособность ребенка имеет волнообразный характер, он очень долго выполняет домашнее задание, не способен мобилизовать свои ресурсы и доделать начатое. В результате ребенок истощается и почти не может усвоить представленный материал. Он не сразу включается в учебную деятельность на уроке. Быстро устав, перестает воспринимать информацию, зевает, качается, вертится. Неспособность к долгой концентрации приводит к тому, что ребенок мешает другим или «витает в облаках». Соответственно он отстает от программы и с трудом может изучать предмет. Глазами педагога такой учащийся видится как уступающий интеллектуально. На самом деле он может иметь высокий уровень интеллекта, но не иметь достаточно энергетических ресурсов, чтобы проявить это.
По каким еще признакам определить, что у ребенка нейропсихологические трудности:
• Он часто забывает дома предметы, необходимые в школе, а в школе – личные вещи, забывает или не успевает записать домашнее задание;
• Почерк к концу строки укрупняется или наоборот становится мелким. Могут чередоваться очень большие и очень мелкие буквы;
• Растет число нелогичных ошибок, описок, например, пропуск букв, недописанные слова, отсутствие знаков препинания, заглавных букв;
• Инертность при решении задач на обобщение;
• При получении задания для самостоятельной работы ребенок приступает к нему не сразу, поэтому часто не успевает выполнить его вовремя;
• Предметы учащегося часто падают на пол (так он бессознательно меняет позу, чтобы «подпитать» свой мозг «энергией»);
• Меняется поведение ребенка – ребенок становится капризным, трудно управляемым, истеричным;
• Появляются трудности с засыпанием;
• Ребенок чаще других болеет респираторными и другими соматическими заболеваниями.
Все вышеперечисленное позволяет заключить: снижение нейродинамических показателей делают невозможным полноценное функционирование высших психических функций, приводит к снижению адаптивных механизмов и снижает уровень самоконтроля. Плохая учеба и плохое поведение – следствие недостаточного уровня работоспособности.
Как повысить нейродинамику:
С указанными трудностями направленно справляется нейропсихологическая коррекция. Одна из ее основных задач – проведение комплексной работы, направленной на повышение общей мозговой активности. Повышение нейродинамики поможет ребенку справиться со школьными и домашними нагрузками.
1.Эффективно повышают нейродинамику дыхательные упражнения, которые необходимо выполнять ежедневно. За счет обильного насыщения мозга кислородом оптимизируются все нейродинамические показатели. Как результат - улучшаются навыки самоконтроля, что важно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Правильное дыхание помогает снять ребенку психоэмоциональное напряжение, освободиться от негативных эмоций. Он учится следить за своим эмоциональным состоянием и лучше управлять им.
2. Повышают уровень психической активности растяжки – специальные упражнения на растягивание, которые способствуют устранению мышечных зажимов
3. Улучшить кровообращение, обменные процессы помогут массаж и самомассаж, особенно шейно-воротниковой зоны, ступней и ладошек.
4. Общеукрепляющие процедуры (контрастный душ и зарядка по утрам, самомассаж воротниковой зоны сильной струей душа и массажной рукавичкой, ходьба по массажным коврикам).
5. Здоровая пища, содержащая необходимое количество витаминов и минералов.
6. Щадящий режим (смена труда и отдыха), адекватная физическая активность (бассейн, йога, ушу).
7. Снижение учебных нагрузок до уровня возможностей ребенка.

Как организовать режим и рабочее пространство
Для ребенка с недостаточной работоспособностью мозга процесс выполнения домашних заданий заметно затруднен. Чтобы облегчить этот процесс можно особым образом организовать рабочее пространство: например, структурировать, разместив маркированные коробочки, ящички, всевозможные разделители и указатели. Это поможет ребенку раскладывать все по местам и пространственно организовывать свою деятельность. В процессе выполнения уроков важно контролировать время. Следует заранее определить, сколько времени отводится на конкретное задание. Временные промежутки должны быть короткими, контролировать их может сам ребенок. Важен и ритм: для младших школьников после 20 минут работы должен последовать перерыв 10 минут. Выполнение домашнего задания не должно носить негативный характер. Очень важно поддерживать ребенка и давать ему эмоциональное подкрепление и отмечать даже самые маленькие успехи. Что-то приятное может ждать ребенка в перерыве между выполнением заданий: перекус (чай с лимоном, банан, цитрусовые, орехи, цукаты), разминка (дыхательная гимнастика и дыхательные игры, например, дуть на бумажный шарик и забить гол в импровизированные ворота из кубиков), игры. Не подходят для перерыва компьютерные игры и просмотр телепередач. Мозг не восстанавливается при такой смене деятельности. Для школьников такая деятельность не должна превышать 20 минут в день.
Представленные способы положительно воздействуют на работоспособность мозга, приводят к улучшению психического состояния в целом и гармонизации личности. Эффективнее всего, конечно, они действуют в комплексе. Однако следует проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить противопоказанные ребенку методы, и с психологом, чтобы подобрать упражнения, необходимые именно вашему ребенку.

Нейропсихологические приемы в помощь учителю начальной школы
Активные игры помогают бороться с безграмотностью — в этом убеждены специалисты.
Примеры упражнений и игр для развития мозга
Дыхательная разминка
Дыхание — самый простой, самый привычный процесс, которым легко руководить. Существует множество дыхательных упражнений (их можно без труда найти в интернете), через которые дети учатся концентрироваться и управлять своими органами.

Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз не только помогают сохранить и улучшить зрение. Они активизируют разные участки мозга. Проверено: если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики пишут работу гораздо лучше.

«Пальчиковые» упражнения
Моторика — наше все (особенно, если речь идет о письме). Неспроста задания на моторику активно используются в диагностике нейропсихологических проблем. Непривычные движения (ладонь-ребро-кулак), концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.

Проговаривание слов
Проговаривание орфограмм, увы, сегодня не в моде. Более того — учитель может и отругать ученика: «Что ты шепчешь на диктанте?». Но речеголосовой аппарат имеет мышечную память, что можно успешно использовать при развитии грамотности. Кроме того, проговаривание развивает внимание.

Игра с мячом
Учитель задает вопрос и кидает мяч ученику. Ученик должен бросить мяч учителю и дать ответ на вопрос. Так параллельно с познавательным действием развивается координация.

Игра с хлопками
Перед уроком учитель объявляет: «Если на занятии я хлопну один раз в ладоши, все тоже должны хлопнуть. Если два раза — затопать ногами. Если три раза — крикнуть „Ура“». Такое задание помогает сохранять внимание учеников на протяжении всего урока. 
Игра «Ухо-нос»
Одновременно меняя руки, держим нос и ухо перекрещивая руки перед собой. После хлопка руки меняем местами.
Игра «Солнечная система»
Учитель условно распределяет планеты по пространству класса, указывая рукой: «Здесь у нас Марс, здесь Юпитер...» и т.д. Несколько раз повторяет с детьми это расположение, чтобы ученики запомнили. Далее дети закрывают глаза. Учитель дает команды указать с закрытыми глазами на планеты определенными руками и пальцами. Например: «Покажите безымянным пальцем левой руки на Венеру и указательным пальцем правой руки на Меркурий». Аналогично можно распределять в пространстве любые понятия и образы, связанные с темой урока.

Упражнение «Задай вопрос»
Учитель говорит утверждение с научным фактом и дает задания ученикам: «Задайте мне по этому утверждению такой вопрос, чтобы на него можно было ответить „да“», «Задайте по этому утверждению такой вопрос, чтобы ответ был „возможно“» («нет», «информации нет в утверждении»).

Игра «Услышь слово»
Ученик выходит из кабинета. Учитель распределяет среди оставшихся детей несколько слов (например, один ряд — одно слово). Ученики должны говорить их хором. Важно задать темп, потому что все говорят по-разному. Далее ученик возвращается в класс. Он слушает, как одноклассники хором проговаривают свои слова. За три попытки он должен распознать как можно больше слов. Если у ребенка возникают сложности с восприятием, каждый ряд говорит свое слово отдельно.

Упражнение «4 за 4»
Дети получают задание: за 4 минуты написать мини-сочинение из 4 предложений. Обязательные условия: в заголовке 2 слова, у сочинения есть начало и конец. Хотя это творческое задание, ученики обычно пишут что-то банальное. Но если учитель начинает вслух зачитывать самые красивые сочинения, то мотивация резко возрастает, и в следующий раз дети выдают замечательные художественные тексты.
Упражнение «задания для обеих рук» 
Написание буквы или выполнение рисунка двумя руками одновременно с правой и с левой стороны.
Упражнение «Метод замещающего онтогенеза»
Во время выполнения этого физического упражнения ребенок условно повторяет весь путь от рождения до года. Движения:
рождение, прохождение через родовые пути,
лежит на спине, зрительно осваивает пространство,
поворачивается с боку на бок, на живот,
ползает по-пластунски,
поднимает руки, упирается,
поднимает голову, охватывает пространство вертикально,
садится,
ползает на четвереньках,
встает, сначала с помощью рук, потом без,
ходит, сначала с помощью, потом без.
Педагогическая игра «Раньше и сейчас»
Цель – помочь осознанию детьми процесса своего изменения и взросления.
Правила: Ребятам раздаются таблички ,которые они заполняют сами, а потом на доске заполняется общая сводная таблица. После того как таблица будет заполнена, ведущий предлагает детям посмотреть, что в них изменилось. В результате обсуждения делается вывод о том, что человек постоянно меняется в лучшую сторону.

Конечно, далеко не с каждой проблемой позволит справиться простая игра. В некоторых случаях нужно обратиться к специалисту-нейропсихологу. Всегда важна поддержка родителей, понимание ими проблемы. И нужно находить на уроках повод для похвалы — это окрыляет детей.
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые нейроупражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.


Педагог-психолог первой квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82 с углублённым изучением отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой» Исхакова Надежда Сергеевна
Учитель родного языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82 с углублённым изучением отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой» Нуриева Гульназ Ирековна

Кызыклы яңалыкларны күзәтеп бару өчен Вконтактега кушылыгыз. 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Мөһим

loading