16+

Мусе Джалилю посвящается: к 80-летию «Моабитской  тетради»

Как научить ученика ассоциативно  мыслить, развить продуктивное воображение?  В Примерных программах основного общего образования ФГОС-3 по Искусству ставится задача – дать возможность ученику приобрести опыт сопереживания, опыт сотворчества – «через собственный внутренний опыт эмоционального переживания».

Как научить ученика ассоциативно  мыслить, развить продуктивное воображение?  В Примерных программах основного общего образования ФГОС-3 по Искусству ставится задача – дать возможность ученику приобрести опыт сопереживания, опыт сотворчества – «через собственный внутренний опыт эмоционального переживания».

Одним из способов приобрести этот ценный жизненный опыт может быть передача образного строя произведений одного вида искусства средствами другого вида искусства.

В Программе говорится: «…необходимо сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение»

Таких заданий много: подбор литературного текста, передающего смысл музыкального или художественного произведения, или наоборот, подбор литературного произведения, передающего образный строй музыки или картины. Иллюстрирование поэтических строк и  песен.

Для большей заинтересованности детей – проведение этой работы в виде конкурсов. Участие – строго добровольное, не каждый может смириться с поражением. Тем ценнее бывает опыт участия в городских и районных межшкольных конкурсах. Таким стало участие наших учеников в VII Городской научно-исследовательской конференции имени дважды Героя Советского Союза Н.Г.Столярова.

Задача в конкурсе была поставлена однозначно – иллюстрирование стихотворного произведения времен войны. Поэтому мы предложили детям стихи Мусы Джалиля из сборника «Моабитская тетрадь», тем более что в 2023 году исполняется 80 лет со дня её написания. В сборнике достаточно доступных для детского восприятия стихотворений. Но далеко не каждое можно воплотить при помощи пластических видов искусства, тем более, детскими силами.

В конечном итоге мы остановились на двух стихотворениях: «Рубашка» (“Күлмәк”), пер. И.Френкеля, и «Сон в тюрьме» (“Төрмәдә төш.”)пер. Р.Морана, по изданию 1986 года, и предложили их детям на выбор. В результате внутреннего школьного конкурса были отобраны и представлены на конференцию две работы:

На стихотворение «Рубашка»

Дильбар поёт – она рубашку шьёт:

Пускай рубашка милого найдёт!

Пускай её наденет удалец,

С победою вернувшись наконец!..

 

…От ста смертей спасла. Из ста смертей

Сто раз я к жизни возвращался вновь.

И вновь в рубашке, вышитой тобой,

Встречал твою горячую любовь.

Рис.1

Название работы – «Твоя любовь – залог спасенья». Панно, размер А3, материал – фоамиран, текстиль, клей. Автор панно - Алиса Урванцева. Работа получила на конференции Диплом I степени.  

 

На стихотворение «Сон в тюрьме»

 

Дочурка мне привиделась во сне.

 

…я крошку обнимал, а сердце пело

И думал я, так вот ты какова,

Любовь, тоска, достигшая предела!

 

…Проснулся я. Как прежде, я в тюрьме,

И камера угрюмая всё та же,

И те же кандалы, и в полутьме

Всё то же горе ждёт…

Рис.2

Название этой работы – «Радость только снится». Рисунок, размер А3, материал – бумага, акварель, гуашь. Автор работы – А. Хабибуллин, работа имеет сертификат участника.

            Мы надеемся, что работа над этими произведениями не только понравилась ученикам сама по себе, но и пробудила в них интерес к жизни и творчеству Мусы Джалиля.

Златкина А.Д., учитель музыки высшей квалификационной категории, 
Шарипова Г.Н., учитель начальных классов  1квалификационной категории.,
Бадретдинова Н.М., учитель родного языка и литературы высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ№82 им. Р.Г. Хасановой»

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Мөһим

loading