Как научить ученика ассоциативно мыслить, развить продуктивное воображение? В Примерных программах основного общего образования ФГОС-3 по Искусству ставится задача – дать возможность ученику приобрести опыт сопереживания, опыт сотворчества – «через собственный внутренний опыт эмоционального переживания».
Скопировать ссылку
Как научить ученика ассоциативно мыслить, развить продуктивное воображение? В Примерных программах основного общего образования ФГОС-3 по Искусству ставится задача – дать возможность ученику приобрести опыт сопереживания, опыт сотворчества – «через собственный внутренний опыт эмоционального переживания».
Одним из способов приобрести этот ценный жизненный опыт может быть передача образного строя произведений одного вида искусства средствами другого вида искусства.
В Программе говорится: «…необходимо сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение»
Таких заданий много: подбор литературного текста, передающего смысл музыкального или художественного произведения, или наоборот, подбор литературного произведения, передающего образный строй музыки или картины. Иллюстрирование поэтических строк и песен.
Для большей заинтересованности детей – проведение этой работы в виде конкурсов. Участие – строго добровольное, не каждый может смириться с поражением. Тем ценнее бывает опыт участия в городских и районных межшкольных конкурсах. Таким стало участие наших учеников в VII Городской научно-исследовательской конференции имени дважды Героя Советского Союза Н.Г.Столярова.
Задача в конкурсе была поставлена однозначно – иллюстрирование стихотворного произведения времен войны. Поэтому мы предложили детям стихи Мусы Джалиля из сборника «Моабитская тетрадь», тем более что в 2023 году исполняется 80 лет со дня её написания. В сборнике достаточно доступных для детского восприятия стихотворений. Но далеко не каждое можно воплотить при помощи пластических видов искусства, тем более, детскими силами.
В конечном итоге мы остановились на двух стихотворениях: «Рубашка» (“Күлмәк”), пер. И.Френкеля, и «Сон в тюрьме» (“Төрмәдә төш.”)пер. Р.Морана, по изданию 1986 года, и предложили их детям на выбор. В результате внутреннего школьного конкурса были отобраны и представлены на конференцию две работы:
На стихотворение «Рубашка»
Дильбар поёт – она рубашку шьёт:
Пускай рубашка милого найдёт!
Пускай её наденет удалец,
С победою вернувшись наконец!..
…От ста смертей спасла. Из ста смертей
Сто раз я к жизни возвращался вновь.
И вновь в рубашке, вышитой тобой,
Встречал твою горячую любовь.
Рис.1
Название работы – «Твоя любовь – залог спасенья». Панно, размер А3, материал – фоамиран, текстиль, клей. Автор панно - Алиса Урванцева. Работа получила на конференции Диплом I степени.
На стихотворение «Сон в тюрьме»
Дочурка мне привиделась во сне.
…я крошку обнимал, а сердце пело
И думал я, так вот ты какова,
Любовь, тоска, достигшая предела!
…Проснулся я. Как прежде, я в тюрьме,
И камера угрюмая всё та же,
И те же кандалы, и в полутьме
Всё то же горе ждёт…
Рис.2
Название этой работы – «Радость только снится». Рисунок, размер А3, материал – бумага, акварель, гуашь. Автор работы – А. Хабибуллин, работа имеет сертификат участника.
Мы надеемся, что работа над этими произведениями не только понравилась ученикам сама по себе, но и пробудила в них интерес к жизни и творчеству Мусы Джалиля.
Златкина А.Д., учитель музыки высшей квалификационной категории, Шарипова Г.Н., учитель начальных классов 1квалификационной категории., Бадретдинова Н.М., учитель родного языка и литературы высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ№82 им. Р.Г. Хасановой»
Комментарийлар