Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества.
Скопировать ссылку
Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества.
Автор: Хабибрахманова Асия Мубаракзяновна учитель начальных классов 1 категории МБОУ «СОШ№ 82 » г. Казани
Введение
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.
Преобразования, произошедшие в системе образования России за последнее десятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности.
Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, основная цель которых – выявление, обучение, развитие и поддержка одаренных детей. Работа с одаренными необходима для развития общественного интеллектуального потенциала, являющегося мощным фактором совершенствования социальной системы, разрешения задачи обеспечения опережающего развития интеллектуального уровня человека, социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса.
Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача – выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя-предметника.
Актуальность данной работы состоит в том, что развитие способностей одаренных детей – одно из наиболее приоритетных направлений работы с обучающимися в свете современных требований к образованию.
Цель данной работы – выявить наиболее эффективные формы проведения предметной недели с целью выявления и развития одаренных обучающихся.
Задачи:
-изучение и анализ психолого-педагогический литературы;
-разработка плана проведения предметной недели с целью выявления и развития одаренных обучающихся;
-разработка рекомендации по организации предметной недели в школе.
Методы : анализ, обобщение, конспектирование, наблюдение.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы учителями-практиками в их педагогической деятельности в школы.
Основная часть 1.Теоретические основы работы с одаренными обучающимися
Предметные недели – достаточно традиционная часть вне учебной деятельности, привычны для любой общеобразовательной школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в математической, либо в иной другой области учебной деятельности.
Предметная неделя в нашей школе – это одна из форм работы со способными детьми, средство мотивации и развития творческих и интеллектуальных способностей школьников. Именно предметные недели дают возможность выявить детей, у которых высокий уровень интеллектуальных способностей, развить их во внеурочной и внешкольной деятельности, дать реализоваться на конференциях, конкурсах и олимпиадах школы, города, области. В этом смысле недели можно сравнить с неким марафоном с элементами спортивного В рамках планирования учебно-воспитательной работы в школе составляются годовой план проведения предметных недель и план мероприятий проводимых в рамках каждой предметной недели.
Проблема разработки концепции одаренности интенсивно обсуждается в современной психологии. Различные варианты концептуальных решений предложены многими специалистами (Асмолов А.Г., Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Дьяченко О.М., Н.С., Матюшкин А.М., Попова Л.В., Рензулли Дж., Шадриков В.Д., Холодная М.А., Юркевич В.С., и др.). Все существующие концепции акцентируют внимание на определенных аспектах этого сложного психического явления.
Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Разработанная Дж.Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров. Примечательно, что в названии термин «одаренность» заменен на термин «потенциал».
Ю.Д.Бабаева, А.И.Савенков и другие отмечают, что важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика. Одаренность реально существует лишь в движении, в развитии такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, которые наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, включены факторы среды.
Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению.
Методы и формы работы
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Наиболее популярные формы можно представить в таблице.
Форма
Задачи
Факультатив
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ученическая конференция
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя (декада)
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Кружки, студии, объединения
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи, следовательно, предпочтительно использовать в работе с одаренными детьми следующие методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный.
Таким образом, правильно организованная работа с одаренными детьми позволяет организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Основная часть 2.Практическое обоснование проблемы организации работы с одаренными детьми
Цель Предметной недели:
Повысить уровень развития учащихся, формировать и поддерживать у учеников интерес к предмету.
Задачи Предметной недели :
расширить кругозор по вопросам, касающимся, истории языка, занимательных литературных задач, софизмов и т.п.;
углубить представление учащихся об использовании сведений из литературы в повседневной жизни;
показать ценность литературных знаний в профессиональной деятельности; связь литературы с другими науками.
воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом;
выявить учащихся с организаторскими способностями
способствовать развитию личностных качеств учащихся, сближению учеников и учителей.
В целях поддержки интереса к предмету, выявления и развития природных задатков обучающихся в школах организуются и проводятся предметные недели, где каждый может проявить свои способности.
Проведение предметной недели – это не только и не столько развлечение для обучающихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.
Можно выделить следующие задачи предметной недели:
-вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
-выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;
-развитие креативных способностей обучающихся и поддержка одаренных детей и подростков.
Проблема интересной предметной недели, как и хорошего урока – это проблема такого сочетания различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности обучающихся и педагогическому замыслу учителя. Могут проводиться конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «блиц-турниры», конференции, экскурсии и многое другое.
План предметной недели
№
Мероприятия
Сроки
1.
Конкурс « Шахматная зона » 4 класс
Понедельник
2.
Музыкальный талант « Маленькая Фея» 2 класс
Вторник
3.
«Безопасное колесо» 4 классы
Среда
4.
Я - конструктор . Мастер – класс для малышей «Сделай робот» 3 класс
Четверг
5.
Спортивное соревнование « Хоккей на траве»
Пятница
6.
Конкурс рисунков « Тукай в наших сердцах »
Суббота
Рекомендации по организации и проведению предметной недели
В рамках предметной недели могут проводиться:
-предметные олимпиады;
-нетрадиционные уроки по учебному предмету;
-мастер-классы лучших учителей учебного заведения;
-внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;
-массовые социально значимые или научно-познавательные мероприятия.
Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях учебного заведения.
По итогам предметной недели наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) могут поощряться администрацией учебного заведения, членами попечительского совета или спонсорами.
По итогам предметной недели рекомендуется определить состав команды учебного заведения для участия в городских (районных) предметных олимпиадах, провести набор в научное общество учащихся, организовать научно-практическую конференцию или творческий вечер старшеклассников.
По окончании предметной недели на заседании методического объединения учителей-предметников должен проводиться анализ мероприятий, организованных в ходе неделе.
Заключение
Организация работы с одаренными детьми способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Нельзя отрицать, что предметные недели помогают выявить одаренных детей и в дальнейшем построить работу преподавателя с учетом способностей обучающихся.
Список использованной литературы
Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. – М., 1997.
Комментарийлар