16+

 Развитие познавательной активности  на уроках математики в условиях реализации ФГОС  через игровые технологии

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес ученика к изучаемому материалу и его активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубоко познавательного интереса.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес ученика к изучаемому материалу и его активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубоко познавательного интереса.

 

 

Муниципальное бюджетное

 общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №82

 с углубленным изучением

отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой»

 Приволжского района г.Казани

 

 Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 Гордеева Татьяна Александровна

 

 

 Развитие познавательной активности  на уроках математики в условиях реализации ФГОС  через игровые технологии

 

      «Развитие личности может происходить только в процессе активной деятельности субъекта»

Л. С.Выгодский.

       Современная педагогическая ситуация характеризуется наличием разнообразных образовательных   программ, авторских, экспериментальных учебных курсов, появлением новых учебных предметов. Такое количество инноваций - показатель того, что новые социальные условия диктуют необходимость пересмотра содержания форм  и методов обучения и попытки активизировать процесс получения и приобретения знаний. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся всегда была в центре внимания педагогов.

Современные условия нацеливают на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативностью, самостоятельностью в принятии решений. Это требует новых подходов в обучении. Обучение в условиях реализации ФГОС должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности или познавательной активности.                             

Развитие ребенка неразрывно связано с его активностью. Активизация в учебном процессе направлена на стимулирование и развитие интеллектуальной активности.

 Основной задачей активизации учащихся является достижение общего развития личности.

 Этому способствует систематическое представление ребенку учебной работы, требующей оптимального умственного напряжения, которое предопределяет развитие умственных сил, что еще важнее – делает возможным ощущение успеха каждого учащегося. В связи с этим формируются умственные потребности, ценностные установки и активный образ жизни.                     

  Известный математик Блез Паскаль говорил, что «Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать возможность делать его немного занимательным».

  Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес ученика к изучаемому материалу и его активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубоко познавательного интереса.

Одним из эффективных средств развития познавательной активности является дидактическая игра. К. Д. Ушинский отмечал, что игра – ведущая деятельность ребенка.

        Дидактическая игра – это обучающая игра. Работа над дидактической игрой требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы: мышление, мыслительные операции – анализ и синтез, сравнение, группировка, обобщение; память, воображение. Стимулируется развитие познавательных способностей; наблюдательности, сообразительности, любознательности. У детей начинает появляться волевое сдерживающее начало.

По форме - занимательные, яркие, эмоционально привлекательные, не лишенные познавательной направленности. Для их решения требуется более или менее усилие, что является одним из показателей произвольного внимания, на недостаток которого чаще всего указывают учителя.  Увлекаясь, дети не замечают, что учатся. Дидактические игры имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.

       Дидактические игры отличаются от дидактических упражнений наличием обязательных элементов: игрового замысла, дидактической задачи, игрового действия и правил.

          При проведении дидактической игры необходимо продумать следующие вопросы:

1.  Цель игры. Какие умения и навыки формируются в процессе игры.

Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры - доверие, взаимопомощь, дружба, чувство товарищества, умение подчинить свои личные интересы интересам группы.

 2. Материал и пособие для игры. Дидактический материал должен быть прост по использованию.

 3. Знакомство с правилами игры в минимально короткий срок.

 4. Время проведения игры.

 5. Организация детей. Соревнование отдельных учеников, команд, участие   всего класса.

 6.  Изменение правил игры в целях активизации класса.

 7. Подведение итогов игры. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

  Характер деятельности учащихся в игре зависит от места на уроке, от места в системе уроков.  Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

  Если игра используется на уроке объяснения материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.

  На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств действий и вычислительные приемы. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приема.

   По структуре дидактические игры делятся на сюжетно – ролевые и игры упражнения, включающие только отдельные элементы игры.

    В сюжетно – ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх – упражнениях она выражена явно.

    По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Игра «Составим узор».

   2.Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.                                                          С помощью этих игр дети изменяют примеры в другие, логически       связанные с

ними. Игра «Круговые примеры».

3. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. 

К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков. Игра «Определи курс движения самолета».

4. Игра, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся. Игра «Найди ошибку».

            Игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, т.е. подчиненной тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке, в структуру которого она включается.

             Дидактические игры систематизирую по разделам и темам.

      Игры по теме: «Числа от 1 до10»: «Лучший счетчик», «Построим домик», «Веселый счет», «Угадай загадки Буратино», «Помоги числам занять свои места по порядку».

              Игры по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10»: «Составим поезд», «Цепочка», «Арифметический бег по числовому ряду», «Математическая рыбалка», «Проверь Незнайку», «Определи курс движения самолета», «Математический лабиринт» и др.

 

     Итак, игра занимает ведущее место в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения. Она способствует формированию интереса к предмету, обеспечивает доступность программного материала, активизирует мыслительную деятельность, развивает наблюдательность, смекалку, волевые качества. Благодаря использованию дидактической игры, снимается утомляемость, повышается уровень общения, работоспособность.

            «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Без игры нет, и не может быть полноценного развития» В.А.Сухомлинский

 

                                                          

Литература.

 

  1. Бетенькова К.И. Грамматика в рифмах, М. Новая школа, 1996 г.
  2. Борзова Н.И. Степанов Н.И. Веселые цифры, Чебоксары, 1992 г.
  3. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике», 2 кл.,

     М, Просвещение, 1986 г.

  1. Кравцова Н.А. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе,

     М., Педагогика, 1991 г.

  1. Савин Н.В. Педагогика, М., Просвещение, 1978 г.

        6. Смоленцева А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием,

            М., Просвещение, 1987 г.

Кызыклы яңалыкларны күзәтеп бару өчен Телеграм-каналга кушылыгыз. 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Мөһим

loading