«Сложение и вычитание десятичных дробей»
План – конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
План – конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82 с углублённым изучением отдельных предметов им.Р.Г.Хасановой» Приволжского района г.Казани
План – конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Загидуллин Флорис Фаизович, учитель математики, I квалификационная категория
План – конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Автор |
Загидуллин Флорис Фаизович, учитель математики МБОУ «Школа №82», г. Казань |
Предмет |
Математика, учебник Математика, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, издательство "Мнемозина", г. Москва 2020 (ФГОС) |
Класс |
5В |
Тип урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий |
Технология построения урока |
Метод проблемного обучения |
Тема |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
Цель |
- ознакомить и обеспечить овладение учащимися основным алгоритмическим приёмом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; - показать практическое применение алгоритма действий сложения и вычитание десятичных дробей; - способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли; создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, реально оценивать свои возможности и знания, способствовать развитию памяти и внимания; - способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучению математики; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. |
Планируемые образовательные результаты |
|
предметные |
- умение складывать и вычитать десятичные дроби; - умение решать задачи практического характера с применением действий сложения и вычитание десятичных дробей; - умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический); |
метапредметные |
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; -умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации и других дисциплинах, в окружающем мире; - находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математической проблемы; - умение работать по коллективно составленному плану; - умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; |
личностные |
- умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - умение проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - ориентироваться на успех в учебной деятельности. |
Основные понятия |
десятичные дроби, правила сложения и вычитания десятичных дробей |
Использованные ресурсы |
- презентация к уроку; - учебник «Математика 5 класс»; - персональный компьютер - карточки для формулирования правила - карточки самооценки - карточки для контроля усвоения действий |
Форма работы |
фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная |
№ |
Этапы урока и цель |
Содержание учебного материала. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Самоопределение к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. |
|
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
регулятивные: волевая саморегуляция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение, вычитание смешанных чисел. |
1)Индивидуальная работа у доски. (2 ученика)
Задание 1. Сравнить числа (слайд) : 4,57 и 5,57 0,6 и 0,5999 10,15 и 10,51 2,66 и 2,6600
Задание 2. Записать десятичную дробь в виде обыкновенной дроби или смешанного числа (слайд): 3,7= 4,02= 0,09= 5,003= 2) Фронтальная работа с классом.
Задание 1. В магазин привезли 600 кг. картофеля. В первый день продали всего количества. Сколько картофеля осталось (слайд). Задание 2. Мама купила кг яблок и кг бананов. Сколько килограмм фруктов купила мама (слайд). |
1) Организует учебную деятельность класса в процессе фронтальной работы. 2) Организует фиксацию затруднений и побуждает детей к определению своей позиции. 3) Контролирует выполнение индивидуальных работ. 4) Оценивает деятельность наиболее активных учеников. |
1) Два ученика у доски выполняют индивидуальные задания. Задание 1. Решение первого ученика: 4,57 < 5,57 0,6 > 0,5999 10,15 < 10,51 2,66 = 2,6600. Задание 2. 3,7= 4,02= 0,09= 5,003= 2) Класс решает задачи, предложенные учителем. Решение задач записывают в тетрадь. Задание 1: 600: 3∙1=200 (кг) - картофеля продали в первый день. 600-200=400 (кг) - картофеля осталось. Задание 2. (кг) – фруктов купила мама 3) Коллективная проверка индивидуальных работ. |
регулятивные: взаимоконтроль: учатся контролировать решение устных заданий; осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения. коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой; умение слушать и понимать речь других познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; умение структурировать материал |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Выявление места и причин затруднения. Цель: согласовать тему и цель урока. |
Задание 3. Мама купила 4,3 кг яблок и 5,6 кг бананов. Сколько килограмм фруктов купила мама (слайд). |
1)Обращает внимание учащихся на задание №3. 2)Предлагает прочитать и составить план решения задачи. 3)Организует обсуждение задачи и предлагает найти выход из данной проблемы. а) «Мы не знаем правило сложения десятичных дробей. Как решить задачу, исходя из ранее полученных знаний?» б) «Исходя из условия предложенной задачи, сформулируйте тему и цели урока». |
Задание 3. 1)Решение учеников: 4,3 + 5,6 =
2) Ребята предлагают представить десятичные дроби в виде смешанных чисел. (кг)
3)Учащиеся делают вывод: Значит: 4,3+5,6 = 9,9 4) Формулируют тему урока и определяют его цели |
регулятивные: постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения. |
Значит, 4,3+5,6 = 9,9
Как найти сумму чисел 5,7 + 2,631?
Как найти разность чисел 5,7 - 2,631?
|
1)Организует обсуждение и выполнение задания. Вопрос учителя:
а) Как получить ответ, не переводя десятичные дроби в смешанные числа? б) Как найти сумму чисел 5,7 + 2,631? Об этом узнаем, прочитав правила. 2)Организует работу с учебником (слайд): - откройте учебник на стр.190-191; -прочитайте правило сложения (вычитания) десятичных дробей; -расскажите алгоритм сложения (вычитания) друг другу; 3) организует работу по карточкам (просит заполнить пропуски в формулировке алгоритма)
|
1) Один из учеников, по желанию, записывает решение примера у доски. 4,3 + 5,6 9,9
2) Работа с учебником.
3) Работа в парах (рассказывают правило сложения (вычитания) десятичных дробей)
4) В парах заполняют пропуски в предложениях. Проверяют правильность по слайду и корректируют 5) Записывают решение примера в тетрадь. 5,7+2,631 = 5,700+2,351 = 8,051
|
регулятивные: планирование пути достижения цели; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение структурировать знания; коммуникативные: умение выражать мысли устно и письменно |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Реализация построенного проекта Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи. |
Решение задачи: №1211 |
Организует работу над решением задачи. №1211 |
Отвечают на вопросы учителя, составляют план решения, решают задание в тетради, используя алгоритм. №1211 На пальто – 3,2 м На костюм – 2,63 м 3,20 + 2,63 5,83 (м) - ткани израсходовали всего. Ответ: 5,83 м |
коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других; регулятивные: умение составлять план работы над задачей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Физкультминутка |
Смена деятельности. Показ видеоролика |
Организует физкультминутку |
Физкультминутка |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
№ 1213 (а,б,г), № 1214 (г,д,е). |
Контролирует выполнение работы. № 1213 (а,б,г) а) 0,769 + 42,389 б) 5,8 + 22,191 г) 8,9021 + 0,68
№ 1214 (г,д,е) г) 11, 1 – 2,8 д) 88,252 – 4,69 е) 6,6 – 5,99
|
|
коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других; познавательные: умение применять полученные знания при решении примеров: умение структурировать знания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самооценка. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия |
Самостоятельная обучающая работа. |
Проверка по эталону (слайд – прием «шторка») У кого возникли затруднения при выполнении задания? - В каком месте? - Кто правильно выполнил задание? - Оцените себя. 10-12 примеров – «5» 8-10 примеров - «4» 5-7 примеров - «3» «2» не ставим, работаем над ошибками |
Выполняют самостоятельную работу. Взаимопроверка по эталону |
познавательные: умение структурирования знания; оценка процесса и результатов деятельности регулятивные: волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, прогнозирование; оценка – оценивание качества и уровня усвоения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Включение в систему знаний и повторения |
№1252(а) |
Организует работу у доски. |
Остальные выполняют работу в тетрадях индивидуально. а)17 м 8см = 17,08 м 8 м 17см = 8,17 м 4 см = 0,04 м 15 дм = 150 см |
познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез; коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Домашнее задание Цель: обсудить и записать домашнее задание. |
Выучить правило сложения (вычитания) десятичных дробей (стр.191) 1)Базовый: №1255(а,б,в), № 1256(а,б,в), 2) Повышенный: №1245 |
Даёт комментарий к дозированному домашнему заданию. |
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока |
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям
|
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. С какой проблемой вы столкнулись в начале урока? С помощью чего удалось решить проблему? Как сложить или вычесть десятичные дроби? Предлагает оценить себя на уроке |
Выставление оценок за урок. Отвечают на вопросы учителя
Заполняют таблицу
|
познавательные: умение структурирования знания; оценка процесса и результатов деятельности регулятивные: волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, прогнозирование; оценка – оценивание качества и уровня усвоения |
Кызыклы яңалыкларны күзәтеп бару өчен Телеграм-каналга кушылыгыз.
Вход на сайт
Язмага реакция белдерегез
Мөһим
-
#Спорт
Көрәш дөньясындагы күптән хәл ителәсе мәсьәлә хәл ителерме?
-
#Йолдызнамә
Тормыш сезгә матур мәхәббәт бүләк итәр: 22-29 ноябрьгә йолдызнамә
-
#Киңәш сандыгы
Дымлы сөлгенең 5 төрле зыяны
-
#Мәдәният
Олег Фазылҗанов: “Бармакларым юк! Кычкырып җибәрдем”
-
#Кыскача яңалыклар
«40 мең сумлык хезмәт хакы»: эше әллә ни авыр түгел, тик хезмзт хакы югары
Комментарийлар