16+

Биология языков сердца (Размышления молодого учителя)

Придя в школу, у меня невольно возникло стойкое состояние – поиск смыслов моих предметов. Как донести детям всё величие такого понятия, как «ЖИЗНЬ», как связать между собой два предмета – химию и биологию?

Придя в школу, у меня невольно возникло стойкое состояние – поиск смыслов моих предметов. Как донести детям всё величие такого понятия, как «ЖИЗНЬ», как связать между собой два предмета – химию и биологию?

«Всюду, где жизнь самоутверждается и развивается, будь то в пространственном движении или в психическом проявлении, - от бактерии или вируса до слона, от гриба до лианы, от губки и жемчужной раковины до акулы, от прелестной бабочки до невыносимо уродливой китайской свиньи, - всюду перед нами таинственное чудо, сокровенно присущее каждому живому существу». 

 Иван Александрович Ильин

Придя в школу, у меня невольно возникло стойкое состояние – поиск смыслов моих предметов. Как донести детям всё величие такого понятия, как «ЖИЗНЬ», как связать между собой два предмета – химию и биологию, как восхитить, увлечь моими предметами современных детей – моих учеников?

Благодаря участию в Международных педагогических чтениях в 2005 году, я нащупала тот смысл, который пытаюсь постичь и развить на моих уроках.

Не стану лукавить, что я нахожусь в постоянном поиске, но захватило дыхание одна цитата Н.И. Пирогова в его «Дневнике старого врача, которая и стала отправной точкой для моих уроков.

«… И в меня невольно вселяется убеждение, что мозг мой и весь я сам есть орган мысли мировой жизни… Для вещественного проявления понадобился прибор, составленный по определённому плану из группированных известным образом атомов, – это мой организм, а мировое сознание сделалось моим индивидуальным посредством особенного механизма, заключающегося в нервных клетках. Как это сделалось – конечно, ни я, никто другой не знает.   Но для меня несомненно, что сознание моё моя мысль и присущее моему уму стремление к отыскиванию целей и причин не могут быть чем то отрывочным, единичным, не имеющим связи с мировой жизнью и чем-то законченным и заканчивающим Мироздание, то есть не имеющим ничего выше себя»

Значит, смысл есть в том, чтобы научить детей мыслить, мыслить ярко, стремительно и благородно – вот моя задача! Несомненно, преподаваемые мной предметы непосредственно помогают раскрыть глубинный смысл предназначения и миссии каждого человека на Земле. Не только образование, но и воспитание через нравственные понятия – вот та миссия, ради которой я пришла в такую непростую профессию.

Итак, смысл понятен, осталось раскрыть предмет, соединив воедино науку и философию, материю и метафизику…

Обратимся к именам учёных, которые и дают тот бесценный материал своих исследований, который я могу и хочу, и включаю в свои занятия.

Александр Гаврилович Гурвич предположил, а затем доказал, что координация клеточных процессов в едином развивающимся организме, например эмбрионе, осуществляется не на уровне отдельных клеток и их ядер, а на уровне целого. Прообраз этого целого существует ещё до того как разовьётся эмбрион. Теория морфо-генетических полей обосновывает существование особых морфо-генетических полей, внешних по отношению к клетке, источником которых являются процессы, протекающие в ядрах клеток. Эти поля проявляют себя, как постоянно координирующий фактор.

Они дают «невидимый каркас» и являются формирующим (морфогенным) фактором роста и развития будущего организма.

Теория волнового генома Петра Петрович Гаряева доказывает существование звучащей волны, возникающей на ДНК, способной вступать в акустические резонансы с подобными волнами других ДНК клеток. Эта волна несёт информационно-управленческие функции.     По данным П.П. Гаряева: «…текстовая структура ДНК … сродни человеческой речи… математико-лингвистические исследования  показали, что такой ключевой параметр как фрактальность (делимость) един для ДНК и человеческой речи.  Таким образом, речевая структура – это общечеловеческий генетический аппарат.

Врождённая генетическая способность говорить есть у каждого ребёнка, и по мере владения родным языком ребёнок приобщается к духовной культуре своего народа. Слово обладает множественностью смыслов, которое «распаковывается» каждым в соответствии с уровнем его сознания.  Мы и наша жизнь полностью соответствии нашим мыслям и словам.

Через мысль – слово – поступок мы способны «включать и выключать» свой собственный генетический механизм саморазвития и саморазрушения.

О, вот она – благодатная почва для обучения и раскрытия смысла цепи событий и ответственности за каждую мысль, каждый поступок! Вот оно – соединение материи и Духа!   

Но как же переложить эту метафизику на такую совершенно далёкую от воспитания и применения в повседневной жизни теорию, как эволюционная теория! И здесь есть прекрасный материал для раскрытия нравственных смыслов современного человека.

Возникшая в 19 веке эволюционная теория Ч. Дарвина отвечала требованиям науки и сыграла революционную роль. Однако она превратилась в идеологическую догму и тормоз для развития эволюционных взглядов и биологической науки. Согласно этой теории борьба за существование и естественный отбор на основе наследственности и изменчивости, приводящие к выживанию наиболее приспособленных к условия видов, являются основными движущими силами эволюции.  В этом нет никаких противоречий, однако, бытует устоявшееся общественное мнение, что в мире природы все очень жёстко и выживают сильнейшие виды. Но Дарвин предубеждал своих последователей от ошибки – от слишком узком понимании этих слов. В своём сочинении «Происхождение Человека» он показал, как животные в сообществах борьба за существование совершенно исчезает, и как вместо борьбы, является содействия ведущее к такому развитию умственных способностей и нравственных качеств которое обеспечивает данному виду наилучшие шансы жизни и распространения. «Те общества, – писал он, – которые содержат наибольшее количество сочувствующих членов, будут наиболее процветать, и оставлять по себе наибольшее количество потомства».

Закон энерго-информационного обмена между частями системы – один из важнейших Космических. На уровне человеческой морали он закреплён в понятии: если хочешь получать, – научись отдавать. 

Альтруизм – это не просто нравственное качество человека а обязательное условие жизни.

Современная этология (наука о поведении животных) объясняет, что альтруистическое поведение отдельных особей в популяции приводит к её выживанию и потому закрепляется в потомках, как повышающее приспособительный уровень всей популяции. Эволюционным признаком, особенно для групп живых организмов, ведущих общественный (социальный) образ жизни, должны быть альтруизм и самопожертвование.

Учение Владимира Ивановича Вернадского о живом веществе и биосфере характеризует жизнь как космическое закономерное явление на Земле. Жизнь упорядочивает физический Космос, препятствует торжеству энтропии и поддерживает устойчивость и целостность мира. Согласно гениальным мыслям В.И. Вернадского, жизнь на Земле и планетах, подобных нашему мировому острову – космическое явления, без которого космос не существует.

В.И. Вернадский в своей работе «Несколько слов о ноосфере» о единстве законов нравственной жизни и законов природы запишет: «геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству всех людей. Это закон природы».

«Ноосфера – это человеческая мысль, охватившая биосферу и меняющая все процессы по-своему…»

«Есть один факт развития Земли – это усиление сознания»

В.И. Вернадский

Планета Земля имеет излучения – это магнитные поля.

Любой предмет, будь то живой или неживой, также имеет своё излучение. Прибор, созданный Кирлиан, позволил заглянуть в тонкий мир излучений прежде всего живой природы.

Слово – волна и оно несёт свою энергию, но его рождает мысль.

Таким образом, мысль – слово – энергия – определяющие состояния нашего поля и биополя вещей, соприкоснувшегося с нами.  Эффект Кирлиана – плазменное свечение электроразряда на поверхности предметов. Эффект, подобно статическому разряду или молниям, наблюдается на любых биологических объектах, а также на неорганических образцах разного характера.

Развивающаяся Вселенная, в которой мы живём, «диктует» человечеству свои законы. Человечеству нужно их осознать и по ним организовывать свою жизнь. Если же этого не произойдёт, то на любых высоких уровнях его развития всегда будут включаться стихийные процессы саморегуляции.

Человек, сознательно организующий свою жизнь, по Законам Природы из объекта эволюции становиться её субъектом и воздействует на стихийные процесс самоорганизации, в противном случае, сам стихийно корректируется. 

«Человек есть мера всех вещей» Сократ

«Человеком нужно не только родиться. Человеком нужно стать» В.А. Сухомлинский

Какой вывод я делаю на основе всего этого материала и своей деятельности? Школа – это место выращивания Человека в человеке на образах настоящих людей. Учителю на уроках необходимо создавать среду, в которой выращивается благородный человек. Это и будет творение ноосферы в данном месте и в данное время.

Да будет так!

М.В.Калимуллина, учитель биологии и химии школы №82 г. Казани

 

Кызыклы яңалыкларны күзәтеп бару өчен Телеграм-каналга кушылыгыз. 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Мөһим

loading