Контекст дискуссии задал модератор экспертного клуба «Волга», генеральный директор АМК «Теория Дарвина» Владимир Кутилов: «Проблемы, связанные с ЖКХ, входят в ТОП-3 проблем населения, наравне с экономикой и медициной. Сфера ЖКХ – самая проблемная в части обращений, жителей не удовлетворяет коммуникация, они недовольны выполнением услуг. Более 3000 обращений в народный контроль связаны с ЖКХ. Жители чаще всего связывают эти вопросы с пробелами в работе государства. Во многом эти проблемы носят коммуникационный характер».
Марат Нуриев, депутат Госсовета Республики Татарстан, дискутируя о вопросах коммуникации и работе ЖКХ, подчеркнул необходимость ликбеза и обучения самих жителей: «Просвещение населения в этой сфере нужно начинать со школьной скамьи. Когда жители будут понимать всю структуру, работать всем станет легче. Сейчас большая доля обращений происходит от непонимания, как работает сфера ЖКХ». Нуриев также отметил, что для развития сферы ЖКХ в целом и для комфорта жильцов необходимо введение гарантий работы. «Сегодня отсутствует гарантия выполненных работ», – подчеркнул депутат. Депутат Госсовета Республики Татарстан считает, что именно введение гарантии обеспечит создание конкуренции, которая в свою очередь повысит качество выполненных работ. «Если работа выполнена хорошо, то управляющая компания останется в этой сфере, если нет – то нет. Это повышает мотивацию компании. И конечно, нам необходимо изменения законодательства в сфере ЖКХ, без этого никак».
Продолжением дискуссии стало мнение Марата Баширова, политолога, Президента Некоммерческого партнерства «Национальная лига специалистов по связям бизнеса и государства». Для того, чтобы отрасль ЖКХ была ориентирована на работу с людьми, считает Марат Баширов, необходимо учитывать интересы трёх сторон: жителей, государства и ресурсопоставляющих компаний. «Для граждан ЖКХ – это социальная услуга, за которую они платят, особенно для пенсионеров. С другой стороны – компании, которые поставляют электричество, воду, и есть власти которые регулируют все эти отношения. Решить проблему с коммуникацией между этими тремя сторонами можно только диалогом. Через просвещение населения, а потом, когда у человека сложится новое объективное мнение по поводу работы ЖКХ, решать проблемы дальше». Кроме того, Баширов обратил внимание на особенность восприятия людей: жильцы не считают своей зоной ответственности территорию, которая находится за порогом их квартиры. «Всё, что касается мест общего пользования, от мусора и лифта до света в подъезде… Люди считают, что это не их. И это нужно менять», — подчеркнул Баширов.
Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций, подчеркнул важность участия государства в обеспечении прозрачности сферы ЖКХ, в особенности в части ценообразования. Большие регионы, бюджет которых позволяет решать проблемы и здравоохранения, и ЖКХ, могут позволить себе наладить коммуникацию, в отличие от малых регионов, считает эксперт. «Федеральный центр утверждением стандартов может решать проблему качества ЖКХ. Сейчас у нас фундаментальные проблемы во взаимодействии с населением. Нужна стройная стабильная система стандартов для разных регионов, которая бы учитывала все запросы. Также просто необходимо создание единой цифровой платформы, позволяющей жителями видеть процесс ценообразования. Люди должны понимать условия ценообразования», – подчеркнул Абзалов.
Внедрение новых технологий для улучшения коммуникации населения и ЖКХ также поддерживает Алиса Лисовая, блогер и лидер мнений. «В Республике Татарстан очень хороший опыт работы с соцсетями, через которые власти могут решать какие-то проблемы. Как только у меня появляется какая-либо проблема, я иду туда, где у меня есть удобный и открытый канал коммуникации – инстаграм. Но моей управляющей компании нет в инстаграме и других социальных сетях, а идти к ним пешком – мне, как маме с маленьким ребёнком, неудобно. Администрация района, ЖКХ просто боятся негатива. Почему они не идут в соцсети для того, чтобы сгладить негативные последствия их деятельности? Для меня это загадка», – обозначила блогер.
Евгений Чекашов, заместитель исполнительного директора Некоммерческого партнерства «Региональный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан», депутат Казгордумы, отметил: «Есть разные управляющие компании, которые по-разному выполняют свои обязательства. Есть и хорошие компании, которые работают на CRM-платформах, не теряют заявки жителей и добросовестно выполняют свои обязательства». Евгений Чекашов также считает необходимым обеспечить прозрачность работы ЖКХ, потому что это является основным условием для улучшения клиентоориентированности. «В сфере ЖКХ клиентоориентированность можно повысить только сделав ее открытой. Житель должен сам выбирать, кто и по каким условиям его будет обслуживать», – подчеркнул эксперт.
Алексей Фролов, первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, предложил разделить сферу управления жильём и коммунальную сферу. «В части коммунальной сферы надо доработать контроль за ценами. Государство должно регулировать исполнение ремонтных программ более конкретно: проводить экспертизу смет, контролировать качество материалов и само исполнение работ. Что касается сферы управления: переход на прямые договоры – заблуждение. Коммуникация жителя должна быть с одним управленцем. А регулирование работы этого управленца – наша задача как государства».
Полное видео заседания клуба доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=prxVkdaLCQs
Комментарийлар