Слово – это способ постижения Культуры, а также приобщения человека к духовному наследию. Слово – это способ совершенствования человека.
Скопировать ссылку
Слово – это способ постижения Культуры, а также приобщения человека к духовному наследию. Слово – это способ совершенствования человека.
Совершенствование индивидуальной речи и её обогащение – это один из мощных инструментов воспитания и самовоспитания, так как ведёт к нравственному развитию личности. Языковеды утверждают, что у нас имеется врождённое знание о том, что собой представляет язык, поэтому ребёнок рождается с так называемым «механизмом овладения языком». Врождённая генетическая способность говорить есть у каждого ребёнка и по мере того, как он овладевает родным языком, ребёнок приобщается к культуре своего народа. Слова обладают множественностью смыслов, которые «распаковываются» каждым человеком в соответствии с его уровнем развития. Слова, наполненные истиной и благодатью, приобщают человека к истине и благодати, а искажённая речь «распаковывает» такие же примитивные и упрощённые трактовки жизни. Таким образом можно предположить, что человеческая речь и генетический код имеют единую программу построения. Из этого делаем вывод, что активизация определённых генетических структур в процессе онтогенеза, находится в прямой зависимости от наших мыслей и поступков. Значит, можно выстроить закономерную цепь: мысль – слово – поступок, при помощи которой каждый из нас запускает свой собственный механизм саморазвития или саморазрушения. По предложению В.В.Налимова: «Всё Живое – часть Семантической Вселенной…Человек - это многообразие текстов. Личность есть самочитаемый текст – текст, способный самоизменять себя. Уменьшая масштаб рассмотрения человека как саморегулирущейся системы, можно считать, что обратное отображение человека в геном, как и отображение любого организма в его собственную ДНК, носит текстово-образный характер». Смысл слова для субъекта зависит от всей совокупности его знаний, поэтому смысл слова по сравнению с его значением более широк. В процессе речи каждое слово вводится в определённый контекст, который придаёт слову определённый смысл, необходимый для данного сообщения. По данным П.П.Гаряева: «…Текстовая структура ДНК…сродни человеческой речи…математико-лингвистические исследования показали, что такой ключевой параметр, как фрактальность (делимость), един для ДНК и человеческой речи». Утверждение П.П.Гаряева, что существует «супергенетическое родство знаковых структур ДНК и речевых образований человека», определяет фундаментальность создания образовательной метасистемы именно в области освоения языка. В любой образовательной области человек оперирует словами, поэтому речевая структура – это общечеловеческий генетический аппарат. Проводя аналогии между строением ДНК и речью человека, нельзя не коснуться необходимости чистоты речи, которая является одним из условий естественного и нормального развития человека. Слова-паразиты упрощают речь, ведут к нарушению гомеостаза организма хозяина, как и все примеры паразитизма. Известна определённая взаимосвязь между знанием и употреблением определённых слов, отличающих нравственное поведение человека, и умением проявлять эти качества в жизни. Человек, не знающий смысла слов «альтруизм», «самопожертвование», «сострадание», не сможет проявить те качества, которые они означают. Слова связаны с определёнными образами, которые человек познаёт в своей жизни. Чем богаче и разнообразнее язык человека, тем разнообразнее и богаче образы в его «копилке». Ругательства – это своеобразная словесная болезнь, связанная с нарушением гомеостаза личности. На уровне ДНК ругательства можно сравнить с ошибками, которые возникают в последовательности нуклеотидов или с встраиваемой вирусной ДНК в геном клетки-хозяина. 64 триплета кода – это слова жизни, не имеющие ничего общего со словами самоуничтожения и смерти. Ошибки, возникающие в ДНК, вырезаются специальными ферментами рестриктазами, а ферменты лигазы сшивают исправленные последовательности. Если же ошибка сохраняется, то на молекулярном уровне она ведёт к нарушению гомеостаза и болезни. В лаборатории П.П.Гаряева было установлено, что слова-ругательства вызывают разрыв цепочек ДНК, однако эта деформация носит временный характер и не передаётся по наследству. Для ребёнка речевые потоки, которые его окружают, это возможность приобщиться к Культуре своего народа, получить знание об образах социума и возможность быть счастливым. В онтогенезе человек не просто живёт, но и «нарабатывает» культурную среду, в которой будут жить его дети. Незримыми нитями он связан со всеми людьми планеты, с прошлыми, настоящими и будущими поколениями. Мы проживаем свои жизни по-разному, наполняя их своим неповторимым содержанием. Если гармония заложена на уровне на уровне молекулярной структуры, то на уровне организма она обязательно проявится. Свобода воли дарована человеку для осознания гармонии мира и созидания своей жизни в соответствии с законами Добра и Справедливости. Хватит ли каждому из нас силы духа и устремлённости, чтобы сознательно следовать в своей жизни этим законам?
Калимуллина Мария Викторовна, учитель биологии и химии МБОУ «Школа №82 им. Р. Г. Хасановой» г. Казани
Комментарийлар