16+

Формирование познавательных мотивов у младших школьников в учебной деятельности

Одна и та же учебная деятельность имеет различные значения для школьников. Одним в учебном заведении нравится общаться со сверстниками, другие – ходят в школу потому, что надо, а третьим – нравится сам процесс учения, нравится учиться.

Формирование познавательных мотивов  у младших школьников в учебной деятельности

Одна и та же учебная деятельность имеет различные значения для школьников. Одним в учебном заведении нравится общаться со сверстниками, другие – ходят в школу потому, что надо, а третьим – нравится сам процесс учения, нравится учиться.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №82

с углубленным изучением

отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой»

Приволжского района г.Казани

 

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Гордеева Татьяна Александровна

 

Формирование познавательных мотивов  у младших школьников в учебной деятельности.

 

Одна и та же учебная деятельность имеет различные значения для разных школьников. Одним в учебном заведении нравится общаться со сверстниками, другие – ходят в школу потому, что надо, а третьим – нравится сам процесс учения, нравится учиться. Смысл учения, его значимость лежат в основании мотивационной сферы школьника, наполняет содержанием мотивы. Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельность.

Познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности.

Познавательные мотивы предполагают активность ученика, направленную на работу с самим изучаемым объектом. Выделяют несколько уровней этого мотива:

- широкие познавательные мотивы обеспечивают овладение новыми знаниями;

- учебно-познавательные мотивы обеспечивают усвоение способов добывания знаний;

- мотивы самообразования характеризуются направленностью школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний

Как научить ребенка учиться? Что нужно сделать для того, чтобы у ребенка было желание активно работать не только во время урока, но и самостоятельно открывать новые знания вне школы? И что нужно сделать для того, чтобы познавательный интерес не падал, а только повышался?

Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности

Устойчивое позитивное отношение младших школьников к познанию и учению во многом определяется успешной динамикой и качеством содержания самой учебной деятельности, отвечающей логике перехода от познавательной потребности к развитию познавательных интересов.

Итак, без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет.

Перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на основе познавательного интереса.

Школьнику должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволили повысить интерес учащихся к учебной деятельности. Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию.

Использование в арсенале педагогических средств информационно-коммуникационных технологий  способствует повышению познавательной мотивации.

Во взаимодействии педагогов с детьми игра занимает немаловажное значение. На это указывали такие выдающиеся педагоги, как К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий; через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, кроссворды, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету математики обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы:

«Оратор» (За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо).

«Автор» (Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?)

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Итак, познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности. Познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным в современном обществе.

 

Список  использованной литературы:

 

1. Лысиченкова С.А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию //Молодой ученый. - 2012. -  № 4. - С. 428-431.

2. Талызина, Нина Федоровна (1923 -). Педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009. - 287 с

3. Тарасова С.И., Зайцева О.Г., Таранова Е.В., Таран О.А., Волобуева Е.В.Основные направления формирования мотивов учения у младших школьников // Социально-гуманитарные знания. 2012 -  № 9 - С. 103-108

4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.:    Просвещение, 2010.  – 31с. – (Стандарты второго поколения).

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

Кызыклы яңалыкларны күзәтеп бару өчен Телеграм-каналга кушылыгыз. 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Мөһим

loading