Одна и та же учебная деятельность имеет различные значения для школьников. Одним в учебном заведении нравится общаться со сверстниками, другие – ходят в школу потому, что надо, а третьим – нравится сам процесс учения, нравится учиться.
Скопировать ссылку
Одна и та же учебная деятельность имеет различные значения для школьников. Одним в учебном заведении нравится общаться со сверстниками, другие – ходят в школу потому, что надо, а третьим – нравится сам процесс учения, нравится учиться.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №82
с углубленным изучением
отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой»
Приволжского района г.Казани
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Гордеева Татьяна Александровна
Формирование познавательных мотивов у младших школьников в учебной деятельности.
Одна и та же учебная деятельность имеет различные значения для разных школьников. Одним в учебном заведении нравится общаться со сверстниками, другие – ходят в школу потому, что надо, а третьим – нравится сам процесс учения, нравится учиться. Смысл учения, его значимость лежат в основании мотивационной сферы школьника, наполняет содержанием мотивы. Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельность.
Познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности.
Познавательные мотивы предполагают активность ученика, направленную на работу с самим изучаемым объектом. Выделяют несколько уровней этого мотива:
- широкие познавательные мотивы обеспечивают овладение новыми знаниями;
Как научить ребенка учиться? Что нужно сделать для того, чтобы у ребенка было желание активно работать не только во время урока, но и самостоятельно открывать новые знания вне школы? И что нужно сделать для того, чтобы познавательный интерес не падал, а только повышался?
Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности
Устойчивое позитивное отношение младших школьников к познанию и учению во многом определяется успешной динамикой и качеством содержания самой учебной деятельности, отвечающей логике перехода от познавательной потребности к развитию познавательных интересов.
Итак, без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет.
Перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на основе познавательного интереса.
Школьнику должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволили повысить интерес учащихся к учебной деятельности. Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию.
Использование в арсенале педагогических средств информационно-коммуникационных технологий способствует повышению познавательной мотивации.
Во взаимодействии педагогов с детьми игра занимает немаловажное значение. На это указывали такие выдающиеся педагоги, как К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий; через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, кроссворды, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету математики обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы:
«Оратор» (За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо).
«Автор» (Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?)
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Итак, познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности. Познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным в современном обществе.
Список использованной литературы:
1. Лысиченкова С.А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию //Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 428-431.
2. Талызина, Нина Федоровна (1923 -). Педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009. - 287 с
3. Тарасова С.И., Зайцева О.Г., Таранова Е.В., Таран О.А., Волобуева Е.В.Основные направления формирования мотивов учения у младших школьников // Социально-гуманитарные знания. 2012 - № 9 - С. 103-108
4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения).
Комментарийлар