16+

Проблема читательской грамотности в институтах семьи и школы

Кто-то из древних сказал «Везде в мире я искал счастье и покой. И лишь в одном месте я нашел это – в своём доме». Наша страна – Россия – наш большой дом. И все мы – родители, воспитатели, учителя – обязаны создать такой дом, где под его огромной крышей будут жить дружно и семья и школа.

Проблема читательской грамотности в институтах семьи и школы

Кто-то из древних сказал «Везде в мире я искал счастье и покой. И лишь в одном месте я нашел это – в своём доме». Наша страна – Россия – наш большой дом. И все мы – родители, воспитатели, учителя – обязаны создать такой дом, где под его огромной крышей будут жить дружно и семья и школа.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой» Приволжского района города Казани

 

Учитель начальных классов первой квалификационной категории Ганчурина Татьяна Александровна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории Шарипова Гузалия Нуретдиновна

 

Тема проекта:

«Проблема читательской грамотности в институтах семьи и школы.»

« Учитель, ученик, родитель – развиваемся вместе»

«Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения». В.А. Сухомлинский

  1. Просмотр видео
  2. Актуальность

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников.

  1.  В современном ФГОС НОО одним из требований, которые должны отражать метапредметные результаты освоения образовательной программы является: «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров  в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах».

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается.  Чтение становится более прагматичным и осуществляется с помощью гаджетов.

 Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль.

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Последний цикл исследования PISA был проведен в 2018 году, основное внимание в нем было уделено оценке функциональной грамотности в области чтения и выявлению тенденций развития читательской грамотности в мире за последние годы. Участие в исследовании приняли порядка 80 стран мира. По результатам исследования было выявлено, что Россия занимает 30 место по читательской грамотности. Отсюда можно сделать вывод, что низкие показатели указывает на то, что учащиеся не владеют навыками смыслового чтения.

Так же выявить уровень читательской грамотности нам помогают задания ВПР (4-8 классы), ОГЭ (9 класс), ЕГЭ (11 класс), которые представляют собой анализ текста . Из года в год показатели выполнения этих заданий не из самых высоких.

 

  1. Отсюда можно поставить вопрос:

Если мы, привлечем родителей к семейному чтению через просвещение, творчество, неформальное общение, родители станут активнее взаимодействовать со своими детьми, что создаст максимально благоприятные условия  для повышения культуры чтения в семье, развития у детей способности самостоятельного мышления, возрождения традиции семейных чтений, и, в конечном итоге, приведёт к повышению уровня грамотности обучающихся?

  1. Мы предлагаем проект, который будет заниматься исследованием и повышением читательской грамотности в семьях учащихся, где учитель будет выступать в роли тьютора.

Цель проекта:

Создать образовательный проект, направленный на повышение читательской грамотности в институтах семьи и школы.

Задачи:

1. Организация на сайте документного фонда для семейного чтения;

2. Пропаганда литературы в помощь воспитания нравственности, культуры семейных отношений, возрождения традиций семейного чтения;

4. Формирование читательских семейных групп семейного чтения;

5. Создание условий для духовного совершенствования и творческого общения родителей и детей.

6. Психологическое и правовое сопровождение читающих семей.

7. Разработка мероприятий по повышению мотивации участников проекта.

 

  1. Целевая аудитория

Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся, педагогические работники школы (учителя начальной школы, классные руководители, педагог - организатор, психолог, работники школьной и городской библиотек), родители (законные представители).

Мобильная группа :

1.Учитель-разработчик сайта

2.Информатор об олимпиадах

3. Учителя, разрабатывающие материалы(подборка литературы для чтения)

4.Организаторы-мастер классов( сюда мы можем привлечь и родителей)

5.Классные руководители

6.Учителя предметники

7.Психолог

8. Направления работы:

– семейное чтение

– семейный досуг

– информационная поддержка семьи

-Ведение читательского дневника

- Мастер-классы родителей

- Читательские конференции, веб – квесты

- Конкурсы чтецов, выставка рисунков;

 

9. Содержание работы

Реализация проекта включает:

Этапы

 Содержания

Сроки

Подготовительный 

Разработка анкет, выявление в форму Google документ;

Проведение анкетирования и анализ полученных данных;

Деление на подгруппы:

- средний

- низкий

Подборка литературы по уровням и интересам

сентябрь – октябрь

Этап реализации проекта

Проведение открытого мероприятия с детьми по читательской грамотности для родителей.

Создание сайта «___»

Наполнение сайта

Раздача  заданий родителям

Работа  над читательской грамотностью с детьми на уроках

Сопровождение родителей тьюторами на сайте

I квест родителей и учащихся

Раздача новых заданий  родителям

Продолжение работы  над читательской грамотностью с детьми на уроках

ноябрь-май

Заключительный этап

Итоговое анкетирование участников программы, выявляются навыки, которыми они овладели в процессе мероприятий; их мнение о проводимых мероприятиях и рекомендации для дальнейшего продолжения программы.

Проведение онлайн олимпиады по читательской грамотности

июнь

 

10.Ресурсное обеспечение:

Материально-технические:

-Интернет-ресурсы (сайт, сетевое взаимодействие, электронная библиотека)

-Городская, школьная библиотека.

Финансирование

-Муниципальный бюджет:

-Спонсоры (электронные библиотеки, фонд  «Татнет»)

 

11. Ожидаемые результаты:

-Повышение читательской грамотности в институтах семьи и школы;

-повышение культурного уровня читательской аудитории; разработка новых методик и рекомендации для практической работы с книгой в семье.

-объединение и привлечение семей в полном составе к чтению; создание пространства для диалога ребенка и взрослого; организация досуга.

-повышение образовательного уровня  родительской аудитории;  вовлечение родителей в деятельность библиотеки;

-улучшение качества чтения  и качества обслуживания читателей.

12. Анализ рисков и пути преодоления

Риски

Пути решения

Низкая мотивация родителей, учащихся, педагогов

Повышение статуса участника через публичное признание

Нехватка времени родителей

Сайт работает 24 часа

Перегруженность учителей

Если будут видеть результат, то и появится интерес

В результате неудачи возможна потеря интереса к соревнованию, разочарование в себе

Работа психологической службы

Проблема  с выходом в интернет-ресурсы

Может работать по распечатанным материалам

13. Сильные стороны проекта:

  1. Охват всех участников проекта
  2. Мобильность группы
  3. Доступность 24 сетевого ресурса
  4. Возможность внедрения в существующую систему качества образования

14. Перспективность проекта

Объединение институтов семьи и школы позволит повысить читательскую грамотность

Создание семейных клубов.

Разработка программ уже не на 1 год, а на больший срок.

15. Теоретическую основу проекта составляют ведущие идеи:

деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина);

идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова);

теория речевого общения, речевой деятельности (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев);

 теория ведущей роли чтения в развитии личности школьников

(Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн);

методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его развития (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев);

Используемая литература

Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения.

Национальная программа поддержки развития чтения.

Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

 Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов.

Интернет – ресурсы

6) http://www.inosmi.ru

7)http://www.lit-studia.ru

8) http://www.o-detstve.ru

9)library.stu.ru

16. Кто-то из древних сказал «Везде в мире я искал счастье и покой. И лишь в одном месте я нашел это – в своём доме». Наша страна – Россия – наш большой дом. И все мы – родители, воспитатели, учителя – обязаны создать такой дом, где под его огромной крышей будут жить дружно и семья и школа. Дом, в котором будет комфортно ребенку. Дом, в котором каждый вечер будут зажигаться ЗВЕЗДЫ, РАВНОЗНАЧИМЫЕ, РАВНОНУЖНЫЕ, РАВНОПРАВНЫЕ…

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Мөһим

loading