16+

Метод решения анаграмм как один из способов формирования навыков читательской грамотности

Развитие читательской грамотности является ступенью к формированию функциональной грамотности, способностью самостоятельно реализовать деятельность учения.

Развитие читательской грамотности является ступенью к формированию функциональной грамотности, способностью самостоятельно реализовать деятельность учения.

Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них позволяет не только расширять   свои знания, но и использовать эти знания для достижения личных целей и решения жизненных задач.

К сожалению, у многих детей читательская грамотность сформирована недостаточно. Учащиеся имеют низкую скорость чтения, не понимают смысла прочитанного, не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, часто затрудняются пересказать содержание.

Таким образом встает необходимость решения проблемы формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую грамотность как одну из ключевых компетенций, которая составляет основу обучения. Помочь в этом может метод Валерия Борисовича Эдигея. Основная идея данного метода – использование принципа решения анаграмм.

Анаграмма – это набор букв, составляющих слово или словосочетание, представленные в произвольной форме.

В начале детям даются анаграммы на простые слова ( ГИТР – ТИГР, АФИЖР – ЖИРАФ, ЁКРОВ – КОВЁР и т.д). Постепенно задания усложняются: реконструируются один-два слова в составе предложения.

На опушке АСЕЛ ЦВЕРАСЛА ива – На опушке села расцвела ива.

Далее предлагается прочитать предложение, в котором зашифрованы все слова. Причем, порядок слов в предложении не меняется, а заглавные буквы печатаются большими. Например: горьИ и гейреС пошли в сел. – Игорь и Сергей пошли в лес.

Также можно использовать математические действия для прочтения зашифрованных слов:

ЗА+К+СМ+ОВ-АС+Ё-ЗМ+Р = ? (ковёр)

Шифровать можно не просто слова и предложения в тексте, но различные термины и предлагать детям найти слова, соответствующие анаграмме по смыслу. Например:

Прочитайте деформированное слово. Какое из предложенных словосочетаний соответствует ему?

ВНАРНИЕСЕ

А) горит костер рябины красной

Б) заплачет, как дитя

В) сон непробудный

Ответ: СРАВНЕНИЕ, Б.

Подобные задания легко вписываются в структуру урока. Они позволяют снять напряжение и усталость детей, превращая обучение в увлекательную игру. Плюсом также является простота и доступность способа.

При решении анаграмм у детей повышается концентрация внимания, осмысленное запоминание, развивается скорость, гибкость, самостоятельность мышления, умение анализировать, сопоставлять, догадываться и воображать. Дети учатся предвидеть, ощущать целостность текста.

Овладев с помощью данного метода техникой чтения, ребёнок будет с интересом читать и познавать.

Миргасимова Наиля Габдулфаруковна, учитель русского языка и литературы МБОУ “Средняя школа №82 с углублённым изучением отдельных предметов им.Р.Г.Хасановой”  Приволжского района г.Казани

 

 

 

Кызыклы яңалыкларны күзәтеп бару өчен Телеграмга кушылыгыз. 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Мөһим

loading