16+

Адаптация - сложности перехода пятиклассников в среднее звено

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

Адаптация - сложности перехода пятиклассников в среднее звено

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

Исхакова Н.С. педагог-психолог МБОУ школа№82 им. Р.Г.Хасановой  г.Казань.

Адаптация - это привыкание к изменениям  в образовательных условиях учащихся на разных этапах образовательного процесса.
Адаптация (привыкание организма к новым условиям обитания) к новым условиям обучения в среднем звене школы по ФГОС проходит в пределах допустимой нормы.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу (например, поступают в гимназию), у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.
У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2—3 недели учебы. Однако есть дети, имеющие множественные функциональные отклонения, у которых процесс адаптации затягивается на 2—3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В такой период дети нередко меняются- тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязанными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.
Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требования разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Кроме того, обучение в средних классах школы связанно с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны.
Необходимо учитывать, что младший подростковый возраст  выделяется следующими психологическими особенностями:
•    потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
•    повышенная утомляемость;
•    стремление обзавестись верным другом;
•    стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
•    повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
•    стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
•    отсутствие авторитета возраста;
•    отвращение к необоснованным запретам;
•    восприимчивость к промахам учителей;
•    переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
•    отсутствие адаптации к неудачам;
•    отсутствие адаптации к положению “худшего”;
•    ярко выраженная эмоциональность;
•    требовательность к соответствию слова делу;
•    повышенный интерес к спорту;
•    увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Психологи выделяют следующие критерии готовности к обучению в средней школе:
•    сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
•    новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
•    качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Поэтому основными задачами развития в этот период являются:
1.Формирование умения учиться в средней школе;
2.Формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;
3.Развитие учебной мотивации, интересов;
4.Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
5.Формирование умения добиваться успеха правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
6.Формирование умения учиться в средней школе.
В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:
1) по отношению к учебной деятельности;
2) по отношению к школе и предметам;
3) по отношению к одноклассникам;
4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровне; психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная  — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).
3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Рекомендации для родителей в быстрой адаптации пятиклассников
•    Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
•    Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
•    Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.
•    Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
•    Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
•    Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
•    Приучайте его к самостоятельности постепенно.
•    Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
•    Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
•    Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
•    Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Рекомендации для родителей.
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
•    Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
•    Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду
•    Никогда не говорите негатив об учителе или школе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
•    Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
•    Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
•    Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
•    Учитывая  темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
•    Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля  над  его учебной деятельностью.
•    Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
•    Индивидуальное развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.        
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих  одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила и с их помощью готовить ребёнка к взрослой жизни.
Правила эти просты:
•    Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если вы, уважаемые родители, поместите эти правила в комнате или рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.
И очень хочется пожелать вам, уважаемые родители, чтобы вы придерживались золотых правил воспитания:
1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 
2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками. 
3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. 
4. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место. 
5. Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. 
6. Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. 
7. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. 
8. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
9. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. 
10. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Мөһим

loading