16+

Педагогическое мастерство

Сама пишу стихи по содержанию произведений, очень радуюсь успехам детей, которые тоже представляют мне стихи собственного сочинения. Ведь прежде чем написать стихотворение по произведению, нужно очень хорошо вникнуть в содержание.

Сама пишу стихи по содержанию произведений, очень радуюсь успехам детей, которые тоже представляют мне стихи собственного сочинения. Ведь прежде чем написать стихотворение по произведению, нужно очень хорошо вникнуть в содержание.

Необычные, нестандартные уроки по литературе позволяют повысить интерес детей к учебной дисциплине, с охотой участвовать в разнообразной деятельности, связанной с творческим поиском подбора рифмы, размера стиха, а также умелым  использованием       изобразительно-выразительных средств языка. Подобная деятельность позволяет раскрыть  в учениках творческий энтузиазм, который ведёт к созданию учениками своих собственных литературных произведений.

ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я - МОЙ ТАТАРСТАН

Люблю Отчизну я-мой Татарстан!
Сердцу милый край, воспетый чудными поэтами,
Звонкоголосыми певцами и артистами,
Художниками облачённый в дивный стан.

Кремль белокаменный, как сердцевина города,
Мечети, церкви с куполами в высь,
Театры, вузы-наша гордость.
До боли всё здесь каждому так дорого.

Лучезарная Казань-столица наша!
Цвети всегда и только процветай!
Всем жителям ты силы придавай
Для творчества, как жизни чаша.

А я живу в Кокушкино и понимаю:
Здесь дорога мне каждая травинка.
Что ни шаг, то яркая картинка,
И на неё я с нежностью взираю.

Вот колокольчик в травке тихо грезит,
Ромашка пышная вся к солнцу устремилась,
Вон василёк мелькнул средь ржи и спрятался,
А дрок дорожкой жёлтой в гору лезет.

А сколько прелести в берёзке, что у дома!
Когда на ветках появляются листочки,
Резные клейкие виточки
Свисают ленточкой, как по веленью гнома.

Здесь сила волшебства- и не иначе!
Раз так притягивает прелестью своею!
И, проходя, все разговаривают с нею,
А некоторые, вспомнив что-то, плачут.

Невдалеке Ушня с извилистыми берегами,
С незабываемой природою вокруг.
Красою дивной, свежестью всех манит,
Как будто говорит: "Приди и помечтай!"

Родной мой уголок! Ты так мне дорог!
Я никогда не разлучусь с тобою!
Ты в сердце у меня, всегда со мною!
Так будь же, край мой, вечно молод!

Это стихотворение я сочинила на 1000-летие Казани. Начинаю повествование с этого произведения, потому что в сердце каждого маленького человечка теплится это драгоценное чувство – любовь к Родине, родной тропинке, что у дома, родному уголочку, где чувствуешь уют и теплоту. Это  важное чувство я развиваю в детях на примере собственных стихов, новелл, эпических зарисовок. Стремлюсь к тому, чтобы дети выросли добрыми, нравственно устойчивыми, стали настоящими патриотами. На уроках, литературных кружках, факультативах дети творчески работают, стремятся использовать «красивые слова». Я приветствую «пышность» фраз, нетрадиционные формы изложения, такие, как в стихе «Краски осени» представил ученик 5 класса Шамигулов Артём.
В лес пожаловала Осень золотая,
С собою прихватила краски разноцветные.
Осину и рябину красным цветом разукрасила,
А дуб и липу – светло-жёлтым.

Зелёные платьишки подарила ёлкам,
Соснам стройным кудри завила.
Распустила ветви пихтам,
Орешнику румянца придала.

Берёзкам подарила сарафанчики,
Нитками ажурными вышитые.
И лиловые серёжки нацепила.
Жители лесные восторгаются: «До чего красивые!»

Стоит лесок весь разноцветный,
Всеми цветами радуги переливается.
А по земле палас из трав и листьев бархатный
От дуновений ветра расстилается.
Ученик 5 класса Горбунов Глеб написал по-детски наивное стихотворение, очень доброе и светлое. Я очень радуюсь тому, что дети растут великодушными, славными.  
Работаю в школе 30 лет. Считаю, что все дети одарённые, надо лишь умело развивать их способности, направлять интересы в правильное русло. Иначе погаснет интерес к знаниям, дети не будут вести исследовательскую деятельность. А ведь это так важно, чтобы дети плодотворно работали как в школе, так и дома.
В 5-7 классах стараюсь на уроках больше общаться с детьми, обращаю внимание на произношение, дикцию, формулировку мыслей. Особое внимание уделяю пересказу текстов. В этом звене сюжетный пересказ вызывает особую трудность. Это ещё связано с влиянием родных языков (татарского, украинского и т.д.) Поэтому учу детей последовательно, логично и грамотно излагать свои мысли. С этой целью, разыгрываем сценки из произведений художественной литературы, сами разрабатываем сценарии по сказкам на новый лад. Каждый год разрабатываем сценарии по известным сказкам на новый лад и ставим на сцене в школе или в детских садах. Так, в прошлом году поставили на новый лад «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, а также русскую народную сказку «Репка». Участвуя в такого рода мероприятиях, дети творчески мыслят, учатся правильно произносить слова, правильно ставить в них логическое ударение, у детей развивается память, они получают навыки актёрского мастерства, а, значит, свободно, раскованно чувствуют себя перед аудиторией, что, считаю, очень ценным для современного конкурентоспособного гражданина.
Высшей ступенью работы с учащимися над речью, произношением, письмом, развитием мыслительной деятельности является сочинение стихов. Не сразу у каждого получается, в процессе творческой деятельности идёт огромный отбор материала, так как приходится корректировать рифмы, подбирать нужные слова к стихотворным строчкам. Это очень кропотливая работа, и я всеми силами, конечно, стараюсь помочь. 

Сама пишу стихи по содержанию произведений, очень радуюсь успехам детей, которые тоже представляют мне стихи собственного сочинения. Ведь прежде чем написать стихотворение по произведению, нужно очень хорошо вникнуть в содержание.

Так, ученик 5 класса Мухамедов Ринат написал стихотворение по рассказу В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Каким быть должен настоящий друг?
Конечно же, таким, как Вася.
Не могущим смириться с нищетой, неравенством, царящими вокруг,
Умеющим принять чужое горе словно собственное.

Всем сердцем и душой болеет он за Валека с Марусей,
Приносит яблок, хлеба им.
Старается отвлечь их от подвальной жизни,
Устроенной среди камней, развалин.

Он понимает: сырость, камни эти
По капле каждый день уносят жизнь друзей.
Старается как можно чаще быть он с ними,
Чувствует: с ним им хоть немного веселей.

А когда Маруся заболела, не могла уже ходить,
Он принёс ей куколку сестрёнки,
Чтобы радость хоть на миг доставить,
Зная, недалёк предсмертный час.

Хоть и знал он: папа по головке не погладит,
Ведь кукла белокурая – подарок мамы.
Маруся, к сожаленью, всё же умирает,
Но с куклой на руках и счастья огоньком в глазах.

Стараться буду людям делать, как и Вася, только доброе,
Не перешагну я, как и он, через чужое горе,
Всегда подам я руку помощи всем в том нуждающимся,
И мне, я думаю, за всё воздастся свыше.

Думаю, что автор этих строк вырастет добрым, милосердным и отзывчивым человеком. В его душе никогда не поселятся чёрствость и безразличие. А это так важно в наше непростое время.

Каждый год  9 мая  мы с ребятами посещаем  Аллею Славы. Общаемся с ветеранами, слушаем рассказы тружеников тыла о тех нелёгких, суровых годинах. Ученики свои впечатления излагают в лирической форме.  Так, ученик 8 класса Рожин Артур написал стихотворение, посвящённое Победе в Великой Отечественной войне.

ВЕТЕРАНАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ...

О славные сыны Отчизны!
Вы выиграли этот бой.
Мы вас в пример берём отныне,
Вы победили в схватке роковой.

И голодны вы были, и холодны,
В огне горели, мёрзли в холода,
Но вы не потеряли силы воли
И лишь дружнее стали, как всегда.

Мы знаем, как вам трудно было,
И каждый миг вас поджидала смерть,
Когда вы выходили против танков смело
И против пуль густую сеть.

А те, кто не вернулись...вечная им слава!
Вы выполнили честно долг свой до конца,
Когда последнюю в себя вы пулю выпускали,
Лишь только не попасть бы в стан врага.

Спасибо вам за нашу жизнь на свете,
За нивы, горы и леса,
За мирный мир на всей планете,
За то, что столько лет свободно дышат небеса.

В старших классах стараюсь направить детей на творческий поиск, на то, чтобы они в процессе исследовательской деятельности раскрывали себя как способные, мыслящие, умеющие преподать себя личности. Это придаёт им силу и уверенность в дальнейшей работе над текстами художественной литературы. В связи с этим использую проектную деятельность, которая позволяет продолжить формирование анализа литературно-художественного произведения. Детям предоставляется творческая свобода по подбору всевозможных заданий к тексту, и они с большим интересом берутся за эту работу: учатся определять тип речи, составляют собственные монологи от лица неодушевлённых предметов-свидетелей произошедших событий, стараются писать в стиле автора, используя для большей убедительности слова того времени. В результате кропотливой работы учащиеся составляют различные творческие задания к тексту. А для этого им неоднократно приходится обращаться к тексту, что ведёт к углублённому изучению произведения.
Кропотливая работа, постоянный творческий поиск, радость ребят от результатов своей деятельности создают чувство удовлетворённости своей работой. Вновь и вновь возникает желание творить, заниматься любимым делом. 

Толстова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 82 с углублённым изучением отдельных предметов им. Р.Г.Хасановой»  Приволжского района г. Казани)

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Мөһим

loading